Первое правило клуба — никому не рассказывать… стоп! Это же не тот клуб. Заказчики и фрилансеры не дерутся друг с другом, но правил их взаимодействия тоже немало. И речь не только об очевидных принципах деловой этики: уважать дедлайн, чтить ТЗ, не пропадать без веской причины и вовремя платить по счетам. Мы собрали 5 рекомендаций, о которых не все знают, но следование которым точно сделает этот мир лучше.
№ 1. Не оспаривать компетентность других подрядчиков
Фрилансеру, если он не человек-оркестр, приходится сталкиваться с плодами чужого труда. Верстальщик работает с макетом, который создал дизайнер. Тот опирается на концепцию, разработанную маркетологом, а иногда на уже готовые тексты, написанные копирайтером. Оптимизатор видит все это в сборе. Верный способ внести смуту — начать убеждать заказчика, что кто-то из всех этих незнакомых людей «на самом деле» профан.
Работодатель уже выбрал исполнителей, а значит, они его устраивают. Да и настолько ли вы в себе уверены, чтобы давать экспертные заключения в области, в которой не работаете? Иногда такой человек еще и начинает сам вносить правки. Например, расставлять в текстах «недостающие» запятые. Что в таком случае делать работодателю? Не пересылать фрилансерам обвинения, подогревая конфликт, а избавиться от возмутителей спокойствия. В этом и состоит этика деловых отношений.
№ 2. Не выносить сор в соцсети
Жаловаться на исполнителя или, наоборот, на заказчика другу за чашкой чая — нормально. Делать то же самое на своей странице — нарушение негласных правил фриланса. Даже если вы не связаны NDA, а объект рассказа и правда вывел вас из себя. Дело не только в том, что некорректно обсуждать человека за глаза. Заказчики и фрилансеры нет-нет да и заглядывают друг другу в соцсети. Даже когда гнев праведный, вы оставляете впечатление токсичной личности.
Негатив мотивирует действовать. Вы не пишете в соцсети о заказчике, который принял работу без правок. А вот о том, кто устроил истерику и отказался платить, — хочется, не правда ли? Ограничьтесь спокойным отзывом на бирже. Да и вообще не принимайте близко к сердцу. Чтобы добиться успеха, нужно профессионально делать свое дело и не поддаваться эмоциям. Особенно негативным.
№ 3. Не лгать
«Если мне понравится, как вы справитесь с этим заданием, буду регулярно заказывать помногу!» Работодатель уверен, что эта уловка мотивирует фрилансера. Мол, другие заказы он выполнит так-сяк, а ради перспективного выложится на все сто. И это работает, но только один раз. Если исполнитель не первую неделю на бирже, будьте уверены: он уже досыта наелся таких обещаний. Очередное не вызовет ничего, кроме раздражения.
Фрилансеры тоже врут. Когда заказчик просит оценить ориентировочные сроки и стоимость, многие исполнители их сознательно занижают. Дескать, главное — взять заказ, а уж там как-нибудь разберемся. Опытные работодатели уже привыкли «с запасом» называть дедлайны и не удивляться разросшемуся бюджету. Тот же, кто впервые обратился к «вольным копейщикам», может посчитать эту уловку поводом для негативного отзыва. Ведь такое поведение противоречит этике деловых отношений.
№ 4. Не расслабляться при долгом сотрудничестве
Долгие отношения — это непросто, даже когда они рабочие. Исполнитель обретает уверенность, что можно особо не стараться. И незначительно, но срывать сроки. Ведь фрилансеров, как и лошадей, на переправе не меняют. Заказчик, в свою очередь, не торопится с оплатой. А зачем? Даже если это противоречит правилам удаленной работы. Вы ведь уже давно давно знакомы. Нет оснований полагать, что кто-то из вас окажется мошенником.
А между тем постоянный клиент, равно как и профессиональный исполнитель, — настоящее сокровище. Если вам посчастливилось найти друг друга, цените это. Фрилансер может меньше следить за объявлениями на бирже и рассчитывать, что давний клиент порекомендует его своим знакомым. А заказчик — быть уверенным, что работа будет выполнена на должном уровне и в срок.
№ 5. Не пренебрегать чужим временем
О том, что для кодера в порядке вещей, творческим фрилансерам (дизайнерам, копирайтерам, маркетологам) часто приходится только мечтать. Речь о четком ТЗ. Порой задание сформулировано лишь в общих словах, а чтобы понять, чего ожидают от исполнителя, заказчик предлагает проникнуться корпоративной культурой. Например, изучить брендбук на сотню страниц. Нужно ли оплачивать время, которое на это необходимо?
Если заказ огромный, исполнитель может пойти на уступки и проштудировать все бесплатно. В остальных случаях рассчитывать, что кто-то потратит день на «подготовку», чтобы затем заработать 10 долларов, — хамство. А долгое и продуктивное сотрудничество невозможно без взаимного уважения.
Вместо заключения
Фрилансеры тоже люди, а значит, и деловая этика не идет вразрез с общечеловеческой. Цените окружающих и не поступайте так, как не хотели бы, чтобы поступали с вами. А остальное приложится.
Источник: https://freelance.codeby.net/articles/7 … aboty.html